Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты

В ЧДОУ "Детский сад "Швабе - Эрудит" имеются специально оборудованные учебные кабинеты:

  • кабинет учителя - логопеда
  • кабинет педагога - психолога
  • музыкальный зал
  • методический кабинет
  • лего-класс
    Кабинет учителя-логопеда расположен на первом этаже ЧДОУ и предназначен для проведения диагностического обследования детей с нарушениями речи, индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятий. Кабинет оснащен необходимой мебелью, учебно-методическими пособиями,  компьютером, набором интерактивных игр и упражнений, принтером. Предусмотрена раковина для мытья рук, "Дезар" для обеззараживания воздуха.
    Кабинет педагога-психолога расположен на первом этаже здания, предназначен для психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, индивидуальных занятий с детьми, консультативной работы с родителями воспитанников и сотрудниками ЧДОУ. Кабинет оснащен необходимой мебелью, дидактическими пособиями, играми и игрушками для снятия психо-эмоционального напряжения, развития сенсорной чувствительности; сухим бассейном, световом столом для песочной терапии, компьютером, принтером, "Дезаром".
    Музыкальный зал расположен на первом этаже здания, предназначен для музыкальных занятий с детьми и занятий хореографией, проведения детских праздников (утренников) и досуговых мероприятий. Зал оборудован необходимой мебелью, музыкальными инструментами, игрушками, костюмами, музыкальным центром, компьютером, принтером, интерактивной панелью, Киннектом.
    Методический кабинет расположен на втором этаже. Оснащен необходимой мебелью, учебно-методическими пособиями, играми, игрушками, учебно - методической и детской  литературой, интерактивной доской, проектором, компьютером, МФУ.
    Лего-класс расположен на первом этаже здания детского сада, предназначен для занятий с детьми конструированием малыми группами. Помещение лего-класса оснащено необходимой специальной мебелью, большим количеством наборов конструктора Лего, наборами магнитного конструктора Магформерс и др.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В методическом кабинете ЧДОУ имеется библиотека.
Перечень литературы и пособий (скачать)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурный зал расположен на первом этаже, предназначен для занятий с детьми физкультурой и ЛФК. Физкультурный зал оснащен необходимой мебелью, физкультурным оборудованием (шведская стенка, скамейки, спортивный комплекс и др.), атрибутами для физкультурных занятий (мячи, кегли, обручи, гимнастические палки и др.), специальным оборудованием для занятий ЛФК.
Мини-стадион расположен на территории ЧДОУ "Детский сад "Швабе-Эрудит", предназначен для  физкультурных занятий с детьми на улице. Вся площадь мини-стадиона укрыта антитравматическим резиновым покрытием. На мини-стадионе имеется следующее спортивное оборудование: гимнастический бум, дуги для подлезания, баскетбольные кольца, лабиринт, скамейки, оборудование для метания в цель, шведская стенка.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой группы, всего пространства и территории ЧДОУ, а также обуславливает материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста

-в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

-охраны и укрепления здоровья детей;

-учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

•реализацию образовательной программы дошкольного образования ЧДОУ; •учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

Созданная в образовательной организацией развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим характеристикам:

1.Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Игровая и издательская продукция, материалы для творчества сертифицированы, соответствуют требованиям технического регламента, СанПин и др. документов, имеют психолого-педагогическую ценность. Мебель в группах и других помещениях детского сада закреплена. Помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, экологической и пр. Уровень освещенности помещений соответствует требованиям СанПин.

 

2. Содержательная насыщенность обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов, в том числе игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

 •игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 •двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; •эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•возможность самовыражения детей.

 

Организация образовательного пространства и разнообразие объектов среды обеспечивает:

 •активность в разных видах деятельности, проявление творчества; •поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 •эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Имеются материалы, учитывающие гендерные  различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.  

3. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. РППС изменяется:

•в соответствии с образовательной ситуацией,

 •от меняющихся интересов и возможностей детей.

Трансформируемость среды групп связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.

 

 4.Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. В каждой группе имеются полифункциональных (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов заместителей в детской игре. Имеется большое количество «подручных» материалов -веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

5.Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. •Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

 •Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т.п. Екатеринбурга

• Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.).

 • Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного художественно-эстетического направления. • В центрах старших групп в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных)-альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины ит.д.);

 • событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги).

6.Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Направление: Физическое развитие.

Центры двигательной  активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Центр двигательной  активности содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 

 Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В центре художественного творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. «Музыкально — театрализованный» центр

 В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

 

Направление: Речевое развитие.

Центр  речевого развития и детская библиотека. 

В нем находятся:

• книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции –максимум иллюстраций.

• В центре помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

· находятся различные дидактические игры по развитию речи,

 · серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,

· наборы парных картинок на соотнесение,

 • разрезные сюжетные картинки и т. д.

 Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В группе расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.

 

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов. Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе :

• дидактические игры экологической направленности,

• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,

• коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.

• календарь природы и погоды.

 • макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

 

Познавательный центр.

В данном центре располагаются:

• магнитная доска,

· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,

· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

 · игры на развитие мелкой моторики руки.

· дидактические игры

 • Блоки «Дьеныша»

• Палочки Кьюзенера

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

 

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Екатеринбурга. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.

 

 Центр строительно-конструктивных игр

 В группах расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

 

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.

Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

В раздевалке оформлены специализированные стенды: Хочу такой сайт

Информационно–просветительская работа с родителями

Информационный уголок

Выставки детского творчества

 

Организованно межгрупповое пространство РППС:

 

Ø фойе здания детского сада;

Ø коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;

Ø помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;

Ø помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;

Ø прочие помещения, специально организованные для занятий с воспитанниками.

Для организации межгруппового пространства используется:

стендовую наглядность, выставки.

Стендовую наглядность различается по назначению:

·        информация для родителей;

·        наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников.

В информацию для родителей включается:

Ø ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;

Ø еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;

Ø ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.

В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включаются:

Ø образовательно-развивающие плакаты, например, по правилам безопасного поведения и др.

Ø бизиборды

Ø Монтессори-материал

И  др.

Организована  стена творчества - «Наш вернисаж», где воспитанники знакомятся с работами друг друга.

                 

II. Условия для охраны и укрепления здоровья детей.

 

 Для двигательной активности детей: проведения спортивных игр, соревнований, праздников, тренировок и других форм взаимодействия, а так же самостоятельной двигательной активности в ЧДОУ организованны пространства:

•Физкультурный зал

 •Спортивная площадка на территории детского сада

 •Уличные групповые площадки с игровым оборудованием

•Центры двигательной активности детей в групповых комнатах.

 Оснащение физкультурного зала.

Окна в зале защищены жалюзи , оборудование, тренажеры и спортивный инвентарь храниться на специальных стойках, в специальных контейнерах. В зале моделируются различные ситуации с помощью мобильных модулей и инвентаря. Зал оснащен всем необходимым оборудованием и инвентарем для проведения активных занятий по физкультуре. Спортивный зал и площадка предназначены для проведения непосредственно занятий, праздников, соревнований, досугов, уличные ярмарки, и других мероприятий в т.ч. с родителями. Для оздоровления детей в группах установлены бактерицидные лампы.

 В целях безопасности ЧДОУ оснащено пожарными кранами, огнетушителями, системой оповещения о пожаре, план-схема путями эвакуации, сигнальными знаками путей эвакуации.

Уличные площадки

 •Групповые уличные площадки для детей лет находятся недалеко от выходов из здания детского сада, оснащены закрывающимися песочницами, малыми скамейками, домиками, горками, столиком

На территории ЧДОУ находится современная полностью оборудованная спортивная площадка, автогородок с работающими светофорами и перекрестками.

Так же на территории детского сада есть крытые навесы для прогулки в дождливое время.

Все площадки имеют антитравматическое покрытие.

 

Выводы:

 •развивающая предметно-пространственная среда ЧДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна;

 •наблюдается положительная динамика в приведении РППС дошкольного учреждения в соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

На данный момент в ЧДОУ соблюдены все принципы развивающей среды.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Специальные условия питания

Специальные условия охраны здоровья

В ЧДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ЧДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях;
2) медицинский работник проводит осмотр детей;
3) при наличии рекомендаций ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка;
- подбор специального дидактического материала и т. п.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сайт ЧДОУ "Детский сад "Швабе-Эрудит" имеет версию для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад. Ру.

Социальная сеть работников образования

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

Журнал «Обруч»

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Журнал "Современный детский сад"

Журнал "Воспитатель ДОУ"

Журнал "Детский сад будущего"

Журнал "Справочник старшего воспитателя"

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В каждой группе с 3 до 7 лет имеются интерактивные панели, представляющие  многокомпонентную информационно-коммуникационную среду.




Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития, интерната нет.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитий, интерната нет.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».